Александрийская площадь (ныне пл. Островского), Чернышева площадь (пл. Ломоносова), соединяющая их Театральная улица (ул. Зодчего Росси) и сеть новых улиц, связывающих эти площади с важнейшими магистралями центра, являются развитой градостроительной системой, в которой доминирует здание театра — ныне Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина.
Столь совершенная композиция сформировалась в результате четырех стадий проектирования. Зодчий последовательно совершенствует ее и во время строительства. Возникает крупнейший общественный и культурный центр, в котором сосредоточены театр, Публичная библиотека, Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел.
Отвергнув навязываемые ему предложения сделать Аничковский дворец главным в ансамбле, зодчий настойчиво проводит идею подчинить застройку района, в том числе великокняжеский дворец, общественному зданию - театру. Тот самый театр, который еще недавно был лишь принадлежностью дворца, архитектурно подчинил себе «собственный дворец его императорского величества» и правительственные учреждения.
Здание театра является архитектурной доминантой в композиции обширного района. Его компактный объём, возвышающийся в глубине площади, открытой к Невскому проспекту, эффектно завершает перспективы Малой Садовой улицы и переулка Крылова и хорошо виден из сада Аничковского дворца. Задний фасад театра замыкает перспективу улицы Зодчего Росси, по которой проходит главная ось ансамбля.