Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

Зимний дворец

В большом Зимнем каменном дворце, крупнейшем по значению и масштабам дворцовом сооружении города (1754-1762 гг.) строительством которого завершалась деятельность Растрелли в Петербурге, так же как и в предшествующих дворцах, было два театра - большой и малый. Последний был переносным и устанавливался вблизи личных покоев императрицы на «среднем» - парадном этаже дворца. Елизавета Петровна, затеявшая строительство грандиозного каменного дворца, так и не дождалась его окончания, въехала во дворец уже Екатерина II.

Указом от 22 апреля 1762 года предписывалось работы «в новом Зимнем» каменном дворце в Оперном долю заканчивать Йозефу Бригонци за присмотром и по показанию архитектора графа г-на де Растрелли». При этом Канцелярии от строений приказано было мастеровых и «работных» людей отыскать «без задержания». Однако окончание строительства театра затягивалось н. несмотря на состоявшееся в конце 1763 года первое представление благоустройство его продолжалось, но без руководства автора. В 1764 году Растрелли покидает Петербург, и в Оперном доме «театральный архитектор» Ф. Градации ведет декоративные работы под руководством придворного мастера Гильфердинга, а в 1767 и 1771 годах для ремонтных работ по просьбе II. Елагина «определили архитекторского помощника Дурасова».

Документы и чертежи позволяют судить о композиции этого не дошедшего до нас театрального зала. Как и в предшествующих театрах, противоположная порталу стена Оперного дома представляла собой в плане кривую, очерченную из трех центров. По направлению к сцене зал сужался, по ширине становясь равным пролету портала. Места для зрителей располагались в партере, амфитеатре, огибавшем все стены зала, и в четырех ярусах лож.

Перед небольшим просцениумом находилась оркестровая яма. Сцена была решена по типу глубинной (перспективной) сцены-коробки. Ее высота и глубина соответствовали аналогичным габаритам зала при проеме портала 13X9,5 м. Потолок зала опирался на столбы, они же поддерживали галереи ярусов, разделенные на ложи; оси всех столбов сходились в одной точке, недалеко от оркестровой ямы. Сделано это было с учетом создания благоприятных условий видимости. По бокам сцены и в центре закругленной части зала на уровне первого яруса находились большие царские ложи.

По своей структуре это был театр традиционного рангового типа, решенный по принципу театральных залов Италии, с несущими столбами и ложами, разделенными перегородками. На его сцене шли балеты, французские музыкальные комедии, итальянские оперы, русские трагедии и комедии. Состояние театра постепенно приходило в упадок. К 1777 году убранство его уже не отличается роскошью, и в 1783 году по указу Екатерины были отпущены деньги на «переделку из бывшего театра покоев».

История театров
«Комеди и опера»
Зимний дворец
Эрмитажный театр
Идея Эрмитажа
«Юсуповский дворец»
Интересно знать:
©2008.Все права защищены.