Архитектура театров, театры Петербурга
Главная Театры XVIII века Театры XIX-XX века
Наше время Наши контакты

«Комеди и опера»

Судя по сохранившимся планам театра за подписью Растрелли и копиям с них (1734 г.), зал «Комеди и опера» имел ложи и партер, оборудованный скамейками. Перед рядами партера, в непосредственной близости от сцены сложного очертания, находилась большая ложа изысканного рисунка. Апартаменты (ярусы), оформленные легкими колоннами, шли по периметру зала. В апреле 1734 года заключается контракт с мастером Геренгом о производстве работ в «опере и комеди» по чертежам и под руководством Растрелли. В контракте указывались размеры зала, «который вверху будет длиною 111/2 сажен, поперечнику 10 сажен 1 аршин» (24,5 X Х22 м). Пилястры, базы и капители театра выполнялись «столярною работою», лестничные перила украшались балясинами.

В «Комеди и опера» в январе 1736 года первый раз в России была представлена «преизрядная богатая опера» («Сила любви и ненависти» на музыку Ф. Арайи). На ее сцене дебютировал знаменитый итальянский поэт и либреттист XVIII века П. Метастазио (1737 г.).

В театре продолжали ставиться с еще большим великолепием итальянские оперы и интермедии. Прекрасные декорации блестящего мастера перспективы и живописи Дж. Валериании оформляли спектакли, придавая им торжественность и пышность.

Второй, малый (переносной), театр появился в Зимнем дворце в 1749 году «в новых парадных покоях». В нем ставились французские комедии, сопровождавшиеся балетными дивертисментами, а 8 февраля 1750 года кадетами Сухопутного шляхетского корпуса была представлена первая трагедия А.Сумарокова «Хорев». К декабрю этого же года относится именной указ о «непромедлнтельном» отеплении толстым зеленым сукном штофного занавеса внутри малого театра Зимнего дома, «дабы холодного воздуха в покой не проходило».

С театрами Зимнего дворца времени правления Елизаветы Петровны (1741 -1761 гг.) связаны значительные события в истории русского искусства. В них ставились трагедии А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, выступала труппа Ф. Г. Волкова.

В 1754 году началась капитальная и последняя перестройка Зимнего дворца по проекту Растрелли. В связи с этим в ноябре 1755 года Елизавета Петровна и ее двор переезжают в специально построенный Растрелли деревянный Зимний дворец, или «Зимний деревянный дом». Оп находился на месте Большого гостиного двора, уничтоженного пожаром в 1736 году, и занимал участок по нечетной стороне Невского проспекта от реки Мойки до Малой Морской улицы (ныне ул. Гоголя). Вслед за двором перемещаются и театры. Малый дворцовый театр располагался в аудиенц-камере «Зимнего деревянного дома». В нем шли преимущественно французские комедии, а в феврале 1757 года русскими актерами была «представлена для пробы» трагедия Сумарокова «Семира».

Летом 1757 года к «Зимнему деревянному дому» пристраивается каменный театр, зал которого, торцом обращенный к Мойке, соединялся с дворцом крытыми переходами и лестницами. План зала был прямоугольной формы с полуциркульным завершением, две ложи с каждой стороны оформляли просцениум. К сцене, равной по глубине театральному залу, примыкала пристройка для артистических помещений.

История театров
«Комеди и опера»
Зимний дворец
Эрмитажный театр
Идея Эрмитажа
«Юсуповский дворец»
©2008.Все права защищены.